Свидетельство о праве собственности на землю

До 2016 года документом, подтверждающим право собственности, было свидетельство  о государственной регистрации права собственности. Затем его отменили. Росреестр стал выдавать Выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРН). Это такой же равноценный документ, но не цветной бланк, как раньше, а многолистовой документ на белой бумаге, заверенный печатями Росреестра.

Помощь в получении такого документа производится согласно плана и сметы работ. Примерную цену можно определить по телефону или на очном приеме.

Проверка документов

Актуальная услуга при сделках с земельными участками – проверка документов о собственности. В разные годы документы оформлялись по разному, на разных бланках, с разной комплектностью и по разным правилам. «Худший» из периодов был, когда право собственности оформляли «списочно» в процессе приватизации, не определяя место нахождение участков и сильно не вдаваясь в подробности о действительных правах их пользователей.

Более поздние документы  стали проходить и более  тщательные проверки регистрирующего органа. Хотя, надо сказать, что были два периода реорганизаций Росреестра (бывшего ГБР, УФРС, УФСГРКК), когда сотрудники менялись местами, должностями, урезались зарплаты… и наблюдался период «безответственности» к документам, увеличение количества ошибок и неточностей в оформлении.

И сегодня не всегда из документов граждане могут понять, все ли в порядке у собственника. Так, ряд информации можно получить лишь при дополнительном сборе документов. Существующего пакета может быть недостаточно для эффективной проверки. Будьте внимательны при сделках, риелторы мало в этом понимают. Обратитесь к нашим юристам.

Самые ранние "белые" свидетельства

Собственность на землю появилась только в 1992 году.  В это время начали выдавать «свидетельства на землю старого образца», формата А5.

В таких свидетельствах есть важная фраза: «Документ является временным и подлежит замене».

Права по таким документам обязательно необходимо регистрировать в Росреестре! Те, кто этого еще не сделал, должен срочно в обязательном порядке пройти «легализацию». Почему? С одной стороны, закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» говорит о том, что сделки, совершенные до даты его вступления в силу, то есть до 1998 года, не обязательно должны проходить  государственную регистрацию в Росреестре (прежние названия УФРС, ГБР, Регистрационных палатах). И это так. Если споров о земельном участке нет, то по таким «старым» свидетельствам можно жить дальше и проводить сделки. Но установлен срок их регистрации! Все же надо торопиться зарегистрировать РВП (ранее возникшее право).

При спорах о правах на  земельный участок, не прошедший регистрационного учета в Росреестре, «старые собственники» могут не выдержать отстаивания своих прав собственности по такому документу перед «новыми собственниками», пользующимися именно  этим участком,  например, на основании их принятия в члены СНТ, в связи с постройкой на таком участке дома и пр. Надлежащее оформление прав пользования «новыми хозяевами» может прекратить право собственности старых, уже есть такие судебные решения.

Свидетельства о государственной регистрации права собственности более поздних лет

В разные годы бланки свидетельств были разными. Комплекты документов для их получения (и правила оформления собственности) различались.

Главное, пожалуй, и самое существенное отличие в документах на сегодняшний день – наличие или отсутствие межевания земли. При грамотном прочтении кадастрового паспорта/плана это видно.

Совет адвоката: все участки до 2026 года обязательно должны быть отмежеванными, границы участков – согласованными со смежными землепользователями.

Земельные участки, не имеющие таких документов, не смогут в будущем участвовать в сделках и гражданском обороте. Возможно, будут и иные последствия для собственников, не выполнивших требования закона.

Обязательные реквизиты, которые должно содержать документ о праве собственности на землю

О некоторых из них.

  • Дата документа. От нее зависит время приобретения права собственности. Это важная дата, учитываемая как при спорах, так и при начислении или льготах для налогообложения.
  • Документы-основания. Свидетельство (бланк) или выписка ЕГРН  не является достаточным документом для обладания собственностью на землю. Всегда есть документ-основание, в результате которого было зарегистрировано право собственности гражданина или юридического лица. Например, это Постановление о предоставлении земельного участка, Договор дарения, Договор купли-продажи, Решение суда и пр.
  • Субъект права. Должны быть указаны актуальные данные о субъекте. Для юридического лица важны актуальное наименование и данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
  • Объект права. Эти данные должны быть полными. Должен быть указаны и категория земель, и разрешенное использование участка. При отсутствии информации об этом земельный участок не может участвовать в регистрационных действиях и в обороте.
  • Адрес объекта. Здесь есть послабление. Если старый адрес не соответствует новому, можно повременить с заменой документа, и выполнить изменение данных об объекте с очередными действиями в Росреестре.

Существующие ограничения. Это очень важная графа. Если есть обременения прав, об  этом содержится запись в ЕГРН или в свидетельстве о собственности. После прекращения ограничений или обременений, срочно советуем подавать документы в Росреестр и снимать их, с получением новых документов о собственности. Даже трата денег не может сравниться с выгодами оформленного объекта  без таких ограничений! Это делать, конечно же, надо.

Помощь юристов и адвокатов по земельным делам

Наши специалисты уже два десятка лет занимаются земельными вопросами, получением для граждан и организаций документов о собственности и иных правах на земельные участки.

Мы можем выполнить работы «под ключ» или разовые услуги. Обращайтесь, поможем.

Поделитесь страницей с друзьями